Энциклопедия - Писательское мастерство

Ivan

+ написать статью

Писательское мастерство

Как сочинить сказку

Автор: Ivan

Чтобы правильно, а главное, интересно и оригинально сочинить сказку необходимо знать основу этого ремесла, т. е. как и в какой последовательности следует это выполнять. В данной статье представлена как теория, так и практика, которая даст вам толчок для написания собственных сказок. 5 основных правил для любого сказочника Правило первое — вы должны прекрасно владеть своим родным языком (а лучше двумя) и очень точно, ясно и нестандартно выражать свои мысли в устной форме. Чтобы литературно правильно говорить, необходимо выполнять как минимум три пункта. Первое — слушать и запоминать, как говорят дикторы центральных радио и телестудий. Второе — как можно чаще смотреть и слушать выступления известных учёных, писателей и поэтов. Третье — необходимо посещать театры, особенно те, где идут спектакли драматургов-классиков. Если вы будете постоянно выполнять эти три пункта, то, без всякого сомнения, научитесь правильно говорить. Таким образом, ваша первоочередная задача — научиться литературно грамотно и правильно говорить и только после этого можете браться за писательское перо.  Правило второе — научиться хорошо писать (разумеется, без ошибок) и логически правильно выстраивать свои мысли в письменной форме. Если вы научитесь литературно правильно говорить, то тогда вам не составит большого труда записать свои интересные и оригинальные мысли на бумаге. Безусловно, есть небольшое отличие между устной и письменной формой, об этом вы узнаете далее. Правило третье — находить в любом литературном тексте пять компонентов, а именно: начало (экспозиция), развитие, кульминация, развязка и окончание (эпилог). Слово «экспозиция» в переводе с латинского языка означает «показываю, излагаю, выставляю». В литературном произведении это означает — автор знакомит читателя с героями своего произведения, а также указывает время и место, где будут происходить события. Далее идёт следующий пункт — развитие. Здесь всё понятно. Автор постепенно развивает своё литературное произведение. Начинают происходить определённые события. Герои, как положительные, так и отрицательные, начинают выяснять свои отношения. Следующий пункт — кульминация. Слово «кульминация» в переводе с латинского означает «вершина, точка наивысшего напряжения». Во время кульминации конфликт между героями достигает пика своего напряжения. В кульминации намечается и происходит психологический перелом. То есть почти всегда во время кульминации становится ясно: «кто хороший, а кто плохой», «где добро, а где зло», «кто победит, а кто проиграет». После кульминации происходит спад напряжения, и это называется развязкой. А вслед за этим начинается переход к окончанию литературного произведения, который называется эпилогом. Как правило, в эпилоге автор сообщает своим читателям, что стало или что станет с героями этого произведения. Правило четвёртое — как можно больше и как можно чаще читайте различную литературу. Чтобы интересно, нестандартно и оригинально писать литературные произведения, как это ни банально, надо быть умным и образованным человеком. Но чтобы стать умным человеком, необходимо выполнять как минимум две вещи. Первое — работать над различными упражнениями, которые развивают ум, внимание и память. Второе — читать. Чем больше вы будете читать разнообразной литературы, тем более высокообразованным, грамотным и умным человеком вы станете. Среди писателей есть такое негласное выражение: «Чтобы написать одну книгу, необходимо прочитать как минимум 250-300 различных книг». Правило пятое — постепенно, месяц за месяцем, год за годом необходимо вырабатывать свою манеру, свой стиль в написании литературного текста. Никакого подражания, никакого копирования других писателей не должно быть. Старайтесь писать текст «не как все», а только по-своему, т. е. так, как вы это чувствуете. И постепенно вы обретёте свой литературный стиль, своё литературное лицо и своего читателя, что очень и очень важно для любого писателя. Что же такое сказка Удалить Сказка — это древнейший способ передачи жизненной мудрости, опыта и знаний. Первые упоминания о сказках относятся к 480 году. Сотни лет сказки передавались устно от одного поколения к другому. И только после того как люди научились печатному делу, сказки стали печатать в виде книг. У каждого народа были свои гениальные писатели-сказочники. В Германии — братья Гримм, во Франции — Шарль Перро, в России — Александр Сергеевич Пушкин, в Италии — Джанни Родари и т. д. Хотя сказка и относится к «лёгкому» писательскому жанру, но написать хорошую, интересную и захватывающую сказку не так-то просто. Для этого необходимы идея, чтобы придумать интересный сюжет, концентрация внимания и, конечно же, ваша безграничная творческая фантазия. Сочинить сказку на заданную тему гораздо сложнее, чем на свободную, так как вы ограничены рамками чужого сюжета. Другое дело, если вам предлагается свободная тема. Написание сказки на свободную тему — это вершина сочинения сказок, так как вы не ограничены никакими рамками, никакими чужими сюжетами. Вы — автор сюжета и вправе самостоятельно распоряжаться судьбами как положительных, так и отрицательных героев. И чем больше вы задействуете свою фантазию для написания сказки, тем полезнее это будет для развития вашего ума, внимания и памяти. 17 полезных советов, как правильно сочинить сказку 1 совет : лучше всего, если сказка начнётся с простых, добрых и понятных слов, таких как: Жили-были... Давным-давно... В одном царстве, в одном государстве... У синего моря жил-был один... и т. д. 2 совет: сочинение сказки заключается в двух правилах. Первое — это создание (придумывание) сюжета сказки, сначала мысленно, а затем коротко записать на бумаге. Второе — развитие этого сюжета до мельчайших подробностей. Даётся описание внешности, характера, привычек героев, как положительных, так и отрицательных. Далее, необходимо описать, где происходит развитие сказки — в лесу, в деревне, в городе, в горах, в каком-то царстве или, может быть, даже под водой... Уточнить время года (если это необходимо по сюжету). И конечно же, необходимо детально расписать интригу, конфликтные ситуации между положительным и отрицательным героями. Не забывайте — конфликт и только конфликт держит читателя в напряжении. Поэтому уделите описанию конфликта самое пристальное внимание. 3 совет: как правило, сказки пишутся либо в повествовательной форме, либо в форме диалога. Но лучше, если в сказке будут присутствовать обе эти литературные формы. 4 совет: в сказках вымысел должен всегда соседствовать с правдой и реальностью. 5 совет: в сказке обязательно должен быть отрицательный герой независимо от того, кто это — человек, животное, хищная птица или какой-нибудь предмет. Но не переусердствуйте, когда будете придумывать отрицательных героев. Всё должно быть в меру. 6 совет: напряжение сюжета должно постепенно нарастать и после кульминации разрядиться. 7 совет: задача любой сказки заключается в том, чтобы воспитывать у детей и подростков такие положительные качества, как доброта, смелость, правдивость, уважение к старым людям, сообразительность и другие прекрасные человеческие качества. А такие отрицательные черты характера, как зло, жадность, зависть, предательство, трусость, порицаться. 8 совет: в сказках предложения не должны быть слишком длинными. Основные читатели и слушатели сказок — дети и подростки, и они не любят, точнее не совсем правильно понимают длинные предложения. 9 совет: обычно в сказках на добро отвечают добром, а на зло — не злом. 10 совет: в сказках положительные герои должны всегда изрекать правильные, умные и мудрые слова. А отрицательные герои — пустые, бессмысленные и глупые. 11 совет: нежелательно писать сказки, где очень много крови, истязаний, смертей и пыток. Не забывайте, в основном сказки читают дети с ещё не окрепшей психикой. И слишком жестокие и «кровяные» сказки отрицательно сказываются на чувствах и психике юных читателей. 12 совет: безусловно, почти все сказки написаны для детей и ради детей. А юные читатели любят, когда главные герои сказки — реальные люди, животные, птицы и даже предметы, которые могут оживать и разговаривать человеческим языком. Например, старый велосипед. Когда-то хозяин этого велосипеда объездил на нём тысячи километров. Благодаря ему он увидел и узнал много разных стран и событий. А теперь этот бедный, старый и больной велосипед валяется в подвале и плачет, что никому он больше не нужен... По сути дела я написал вам сюжет для будущей сказки — «Старый велосипед». Вам осталось только развить эту тему (сюжет) дальше. Попробуйте. 13 совет: если сказка «пошла», то тогда можно добавлять сколько угодно персонажей, событий и конфликтных ситуаций. Безусловно, создание сказки — творческий процесс, с улучшениями и исправлениями. Успех сказки зависит от того, насколько хорошо развиты ваша эмоциональная память и творческая фантазия. 14 совет: обязательное условие — сказка должна быть интересной, оригинальной и захватывающей. Если этих качеств в сказке нет, то она не вызовет интереса у юных читателей. 15 совет: попросите вашего помощника, чтобы он написал для вас 10—12 различных слов, допустим: жадный, игрушка, однажды, девочка, лужа, помыла, вдруг, собачка, вытащила, диван, история. Ваша задача — сочинить начало сказки, но чтобы там присутствовали слова, которые напишет ваш помощник. Давайте сделаем так. Чтобы вам было понятно, как выполняется это задание, сначала я попробую написать начало сказки, используя при этом слова, которые были предложены выше. А затем вы, но, разумеется, с теми словами, которые напишет ваш помощник. Начинаем. Жил-был один жадный мальчик. У него было так много различных игрушек, что все дети вокруг ему завидовали. И вот однажды одна маленькая девочка, проходя мимо его дома, увидела игрушку, которая валялась в грязной луже. Девочка взяла эту игрушку, принесла домой и помыла её. И вдруг эта игрушка (а это была плюшевая собачка) глубоко вздохнула и жалобно сказала: — Милая, добрая девочка, как хорошо, что ты меня вытащила из той грязной лужи, спасибо тебе. Девочка спросила: — А как же ты попала в ту холодную, грязную лужу? Плюшевая собачка, удобно усевшись на диване, медленно произнесла: — О, это длинная история. Но если ты никуда не спешишь и у тебя есть время, то я с удовольствием расскажу тебе эту печальную историю. — Да, да, конечно, я внимательно послушаю твоё приключение, — сказала девочка и села напротив плюшевой собачки. — Ну тогда слушай, — промолвила собачка и начала рассказывать свою грустную историю... Ну что же, а теперь вы попробуйте сочинить начало сказки, но с теми словами, которые предложит вам ваш помощник. 16 совет: золотое правило для любой сказки — это заключительная мажорная часть. Где правда торжествует над ложью. Где добро побеждает зло. Где ум и смекалка смеются над глупостью. Это основа, это смысл, это задача любой сказки. 17 совет: если вы надумаете издать свои сказки, то советую сначала оформить их интересными рисунками. Для этого необходимо найти хорошего художника, дать почитать ему ваши сказки, чтобы он мог нарисовать интересные, оригинальные рисунки. Юные читатели очень любят, когда в сказках ещё присутствуют и рисунки. Но не переусердствуйте, 4—5 рисунков для одной сказки вполне достаточно. Безусловно, в рисунках должны быть изображены самые острые моменты из сюжета сказки. Практический урок по написанию сказки Удалить Великолепно развивает ум, внимание, память и творческую фантазию следующее задание. Ваш помощник начинает читать любую неизвестную вам сказку. На самом интересном месте он останавливается, и ваша задача заключается в том, чтобы продолжить эту сказку. То есть вы должны сочинить продолжение этой сказки дальше. Через какое-то время вы замолкаете, а ваш помощник начинает читать сказку дальше, но не с того момента, где он остановился, а чуть ниже. Он читает до тех пор, пока вновь не встретится следующее интересное место. На этом месте он вновь замолкает, а вы продолжаете развивать сказку дальше. И так повторите несколько раз. Через 2—3 дня вы можете повторить это интересное и полезное задание, но, разумеется, с другой сказкой. Обязательное условие — ваш помощник должен читать вам такие сказки, которые вы ещё ни разу не слышали. Иначе потеряется весь смысл этого полезного задания.  Ну что же, друзья мои, после всех подготовительных заданий, советов и пожеланий сейчас мы вместе с вами займёмся самым главным, а именно сочинением сказки. Но сказку мы будем сочинять по той схеме, с которой вы ознакомились чуть выше. Таким образом, я начинаю первым сочинять сказку, затем вы продолжаете развивать её. Далее снова я, затем вы и т. д. Часть 1 Жил-был один старый, добрый фокусник, и звали его дядя Вилли. Он был действительно очень добрый, и все дети в городе просто обожали его. Каждое воскресенье ровно в полдень дядя Вилли приходил на городскую площадь и показывал горожанам различные интересные, весёлые фокусы и трюки. В знак благодарности довольная публика бросала ему в шляпу, которую держал в лапах маленький медвежонок, различные монеты. Особенно публике нравился такой фокус (если это можно назвать фокусом). Дядя Вилли рисовал прямо на тротуаре какую-либо птицу или животное. Затем накрывал этот рисунок волшебным платком. Через несколько секунд срывал платок с рисунка и на тротуаре оказывалась живая птица или животное, которые тут же улетали или убегали. Это был самый сильный, самый «коронный» фокус старого фокусника. Многие богачи подходили к дяде Вилли, предлагали большие деньги, чтобы он научил и раскрыл секрет этого чудесного фокуса. Но старый фокусник всегда вежливо отказывался от такого предложения... Первое обращение к читателю А теперь, друзья мои, вы должны поработать уже творчески. Ещё раз максимально внимательно прочтите часть 1 (начало сказки). Затем так же внимательно прочтите следующую часть, т. е. часть 2. После этого попробуйте написать недостающий текст. Ваша задача — написать такой текст, чтобы он логически правильно соединил первую часть сказки со второй. Успехов вам! Часть 2 ...Жил один вредный мужичок, ничем не занимался, т. е. был отменным лентяем. Когда он шёл по городу, то все маленькие девочки и мальчики, а также кошки, собачки и другие животные старались либо спрятаться от него, либо убежать, так как очень боялись его хлёсткого прутика. И вот однажды этот лентяй решил пойти на городскую площадь, как говорится, людей посмотреть и себя показать. А может быть, по пути что-нибудь украсть или кого-нибудь обидеть. Дойдя до городской площади, он увидел много людей и старого фокусника, показывающего различные интересные фокусы и трюки. Но особенно ему понравился последний фокус, когда нарисованный рисунок, покрытый волшебным платком, вдруг оживал. И тут у мужичка-вреднячка возникла мысль: «Будет очень здорово, если я научусь делать такой фокус. Тогда у меня будет много различных птиц и животных. Я бы продавал их на базаре и стал бы самым богатым человеком на свете». Каждое воскресенье мужичок-вреднячок стал приходить на городскую площадь, чтобы узнать секрет этого замечательного фокуса с волшебным платком. Но даже самые умные люди города не могли догадаться, как и почему нарисованные птицы и животные вдруг оживали у этого доброго фокусника. И вот однажды к этому лентяю пришла одна нехорошая мысль — украсть у старого фокусника волшебный платок. Наступило воскресенье. Мужичок-вреднячок шёл быстрым шагом к городской площади, по пути избивая своим гибким прутиком то кошку, то собаку, то старого бедного серого ослика. Придя на площадь, он стал выжидать удобного момента, чтобы украсть у старого фокусника волшебный платок. И этот момент наступил. Когда к дяде Вилли подбежали маленькие детишки, чтобы поблагодарить его за прекрасные фокусы и трюки, тут-то мужичок-вреднячок схватил волшебный платок и быстро скрылся. Второе обращение к читателю Сейчас вам вновь предстоит творческая работа. Ещё раз максимально внимательно прочтите части 2 и 3. Вникните во все предлагаемые обстоятельства в обеих частях, а затем попробуйте написать недостающий текст, с помощью которого вы логически правильно соедините обе части. Напоминаю, что с помощью подобных творческих задач вы улучшите такие виды памяти, как долговременная, оперативная и эмоциональная. Л также прекрасно разовьёте свой ум и творческую фантазию. Часть 3 ...Недолго думая тут же на полу нарисовал большого попугая и накрыл рисунок волшебным платком. Через несколько секунд сдёрнул волшебный платок, и, о чудо, на полу действительно стоял большой, красивый, разноцветный попугай. — Привет, попугай! — довольный своим успехом, радостно произнёс мужичок-вреднячок. — Здравствуйте, — тихо пролепетал попугай, видя перед собой вредного мужичка. Попугай много раз слышал от детей, животных и птиц о жестоком характере мужичка-вреднячка и о его гибком ивовом прутике. — Ну что с тобой делать, курица ты разноцветная? — злорадно сказал мужичок. — Я не курица, я попугай, — тихо прошептал попугай. — Да какая разница, курица ты или попугай. Я вот в раздумье, что мне с тобой делать — продать на базаре или сварить из тебя хороший наваристый суп. Услышав эти страшные слова, бедный попугай задрожал от страха и, когда мужичок-вреднячок пошёл на кухню за ножом, быстро взмахнул крыльями и вылетел в окно. — Эй, попугай, куда же ты? — крикнул с досадой мужичок, но было уже поздно. Попугай так стремительно летел от этого страшного мужичка, что, наверное, даже самая быстрая молния на свете не могла бы его догнать. Разгневанный мужичок-вреднячок сел на свою старую скрипучую кровать и стал думать, что же ему делать дальше. После некоторых раздумий он решил нарисовать следующий рисунок, но предварительно плотно закрыл все окна и двери. — Давай-ка я нарисую хорошую, породистую собаку! — вслух сам с собой стал разговаривать мужичок. — Породистая собака на базаре стоит дорого. Через несколько секунд он нарисовал собаку. Накрыл рисунок волшебным платком, через какое-то время сдёрнул его, и тут же перед ним оказалась умная, хорошо обученная и прекрасной породы собака. — Привет, собака! — Добрый день! — весело ответила собака, но, увидев перед собой страшного мужичка-вреднячка, тут же съёжилась. Она вспомнила, как несколько дней тому назад этот вредный мужичок бил её своим гибким ивовым прутиком... Третье обращение к читателю Ну что же, вновь наступило время, где вы должны проявить себя творчески. Как и прежде, сначала максимально внимательно ещё раз прочитайте часть 3, затем часть 4 и, учитывая все предлагаемые обстоятельства, напишите недостающий текст. Больше смелости, больше фантазии, и у вас всё получится. Часть 4 ...— Ну всё, хватит. Третья попытка у меня будет удачная. — Сел на пол и стал думать, кого же нарисовать. — Давай-ка я нарисую петуха! — сам себе сказал мужичок. — С этим петухом я буду ходить на петушиные бои, и это принесёт мне деньги. Но петуха я должен нарисовать болыного-преболыного, сильного- пресильного, чтобы он был самым сильным петухом в городе. И тогда все петушиные бои будет выигрывать мой петух. Злорадно улыбаясь, приступил мужичок-вреднячок за рисунок. Долго он рисовал этого петуха. Сначала нарисовал большой жёлтый клюв, затем огромные, мощные крылья, ну и, конечно же, острые, как ножи, шпоры. Не успел мужичок ещё сдёрнуть волшебный платок с рисунка, как тут же появился красавец петух. Это был действительно красивый и очень сильный петух. На голове у него переливался всеми цветами радуги гребешок. Золотой клюв и серебряные острые шпоры придавали ему силу и уверенность в себе. — Ты кто такой? — громко спросил красавец петух, видя перед собой мужичка. — Как кто такой, — опешив от такого вопроса, произнёс мужичок-вреднячок, — я живу здесь, и я твой хозяин. — Ты мой хозяин? — засмеялся петух и так громко крикнул «кукареку», что мужичок от страха аж голову втянул в плечи. Через несколько секунд вредный мужичок опомнился, взял себя в руки и закричал на петуха... Четвёртое обращение к читателю Как вы уже догадались, здесь вам вновь предстоит поработать творчески. Но вы уже знаете принцип и последовательность этой работы. Будет нелишне, если вы ещё раз прочитаете все «Пожелания сказочнику», которые вам были предложены в этой главе. ... — Погоди-ка, это не ты ли тот самый мужичок- вреднячок, который обижает всех маленьких детишек, зверюшек и птиц в этом городе? — очень серьёзно проговорил красавец петух, медленно и гордо прохаживаясь вокруг лежащего мужичка. — И не ты ли тот самый жулик и вор, который украл волшебный платок у старого доброго фокусника? Мужичок-вреднячок, видя своё незавидное положение, попытался выхватить из-за пояса свой гибкий прутик, но не успел. Храбрый петух налетел на него. Сломал прутик и в придачу очень сильно клюнул мужичка своим золотым клювом три раза в лоб. — Значит, так, — повелительно произнёс храбрый петух, прохаживаясь вокруг дрожащего от боли и страха мужичка-вреднячка. — Сейчас мы выйдем на улицу и перед каждым, кого ты прежде обидел, должен три раза поклониться и попросить прощения. Ты понял? — Понял, понял, — жалобно простонал мужичок. Целый день храбрый петух и поникший мужичок- вреднячок ходили по городу. И перед теми детишками, а также животными и птицами, которых когда-то обидел этот вредный мужичок, они останавливались. И мужичок-вреднячок три раза кланялся и просил прощения. После того как последняя кошка приняла извинения от вредного мужичка, храбрый петух очень серьёзно произнёс... Пятое обращение к читателю Окончание сказки также предлагаю сочинить вам. Но чтобы сказка была логически правильно завершена, советую ещё раз прочитать пожелания 9 и 16. А теперь прочтите эту сказку ещё раз, но уже в полном, авторском варианте. Добрый фокусник и храбрый петух Жил-был один старый, добрый фокусник и звали его дядя Вилли. Он был действительно очень добрый, и все дети в городе просто обожали его. Каждое воскресенье ровно в полдень дядя Вилли приходил на городскую площадь и показывал горожанам различные интересные, весёлые фокусы и трюки. В знак благодарности довольная публика бросала ему в шляпу, которую держал в лапах маленький медвежонок, различные монеты. Особенно публике нравился такой фокус (если это можно назвать фокусом). Дядя Вилли рисовал прямо на тротуаре какую-либо птицу или животное. Затем накрывал этот рисунок волшебным платком. Через несколько секунд срывал платок с рисунка, и на тротуаре оказывалась живая птица или животное, которые тут же улетали или убегали. Это был самый сильный, самый «коронный» фокус у старого фокусника. Многие богачи подходили к дяде Вилли, предлагали большие деньги, чтобы он научил и раскрыл секрет этого чудесного фокуса. Но старый фокусник всегда вежливо отказывался от такого предложения. А сейчас мы оставим нашего героя на некоторое время и перенесёмся на другой конец города. А на другом конце города жил один мужичок. Звали этого мужичка Юрий, но люди придумали ему другое имя, точнее кличку, мужичок-вреднячок. За то, что он постоянно обманывал, бил маленьких детишек, кошек и собак ивовым гибким прутиком, и за то, что он постоянно приносил только один вред, отсюда и кличка — мужичок-вреднячок. Жил этот вредный мужичок один, ничем не занимался, т. е. был отменным лентяем. Когда он шёл по городу, то все маленькие девочки и мальчики, а также кошки, собачки и другие животные старались либо спрятаться от него, либо убежать, так как очень боялись его хлёсткого прутика. И вот однажды этот лентяй решил пойти на городскую площадь, как говорится, людей посмотреть и себя показать. А может быть, по пути что нибудь-украсть или кого-нибудь обидеть. Дойдя до городской площади, он увидел много людей и старого фокусника, показывающего интересные фокусы и трюки. Но особенно ему понравился последний фокус, когда нарисованный рисунок, накрытый волшебным платком, вдруг оживал. И тут у мужичка-вреднячка возникла мысль: «Будет очень здорово, если я научусь делать такой фокус. Тогда у меня будет много различных птиц и животных. Я бы продавал их на базаре и стал бы самым богатым человеком на свете». Каждое воскресенье мужичок-вреднячок стал приходить на городскую площадь, чтобы узнать секрет этого замечательного фокуса с волшебным платком. Но даже самые умные люди города не могли догадаться, как и почему нарисованные птицы и животные вдруг оживали у этого доброго фокусника. И вот однажды этому лентяю пришла одна нехорошая мысль — украсть у старого фокусника волшебный платок. Наступило воскресенье. Мужичок-вреднячок шёл быстрым шагом к городской площади, по пути избивая своим гибким прутиком то кошку, то собаку, то старого бедного серого ослика. Придя на площадь, он стал выжидать удобного момента, чтобы украсть у старого фокусника волшебный платок. И этот момент наступил. Когда к дяде Вилли подбежали маленькие детишки, чтобы поблагодарить его за прекрасные фокусы и трюки, тут-то мужичок-вреднячок схватил волшебный платок и быстро скрылся. Долго горевал и плакал старый фокусник. Потому что этому фокусу с волшебным платком он отдал много сил и много лет своей жизни. Опустела городская площадь. Все люди на ней стали печальными и даже не стало слышно детского смеха. А причина одна — старый фокусник перестал выступать на этой площади, перестал показывать свои весёлые фокусы и трюки. Но вернёмся к нашему злодею, мужичку-вреднячку. Придя домой, он стал думать, кого же в первую очередь нарисовать, чтобы после того как эта птица или животное оживёт, продать и заработать на этом деньги. Он вспомнил, как пару недель тому назад, бродя по базару, видел одного большого красивого попугая, за которого хозяин просил большие деньги. Недолго думая, тут же на полу нарисовал большого попугая и накрыл рисунок волшебным платком. Через несколько секунд сдёрнул волшебный платок, и, о чудо, на полу действительно стоял большой, красивый, разноцветный попугай. — Привет, попугай! — довольный своим успехом, радостно произнёс мужичок-вреднячок. — Здравствуйте, — тихо пролепетал попугай, видя перед собой вредного мужичка. Попугай много раз слышал от детей, животных и птиц о жестоком характере мужичка-вреднячка и о его гибком ивовом прутике. — Ну что с тобой делать, курица ты разноцветная? — злорадно сказал мужичок. — Я не курица, я попугай, — тихо прошептал попугай. — Да какая разница, курица ты или попугай. Я вот в раздумье, что мне с тобой делать — продать на базаре или сварить из тебя хороший наваристый суп. Услышав эти страшные слова, бедный попугай задрожал от страха и, когда мужичок-вреднячок пошёл на кухню за ножом, быстро взмахнул крыльями и вылетел в окно. — Эй, попугай, куда же ты? — крикнул с досадой мужичок, но было уже поздно. Попугай так стремительно летел от этого страшного мужичка, что, наверное, даже самая быстрая молния на свете не могла бы его догнать. Разгневанный мужичок-вреднячок сел на свою старую скрипучую кровать и стал думать, что же ему делать дальше. После некоторых раздумий он решил нарисовать следующий рисунок, но предварительно плотно закрыл все окна и двери. — Давай-ка я нарисую хорошую, породистую собаку! — вслух сам с собой стал разговаривать мужичок. — Породистая собака на базаре стоит дорого. Через несколько секунд он нарисовал собаку. Накрыл рисунок волшебным платком, через какое-то время сдёрнул его и тут же перед ним оказалась умная, хорошо обученная и прекрасной породы собака. — Привет, собака! — Добрый день! — весело ответила собака, но, увидев перед собой страшного мужичка-вреднячка, тут же съёжилась. Она вспомнила, как несколько дней тому назад этот вредный мужичок бил её своим гибким ивовым прутиком. Он бил её так сильно, что у неё до сих пор остались следы от побоев. — Я не буду продавать тебя на базаре, — злорадно сказал мужичок, — а лучше сделаю из твоей мягкой шкуры большую тёплую шапку. Заплакала собака горькими слезами, услышав свой смертельный приговор. Но когда мужичок-вреднячок на секунду отвернулся от неё, она быстро убежала в подвал, а оттуда через запасную дверь на улицу. Долго кричал и ругался мужичок в своём доме за две неудавшиеся попытки, а успокоившись, сказал сам себе: — Ну всё, хватит. Третья попытка у меня будет удачная. — Сел на пол и стал думать, кого же нарисовать. — Давай-ка я нарисую петуха! — сам себе сказал мужичок. — С этим петухом я буду ходить на петушиные бои, и это принесёт мне деньги. Но петуха я должен нарисовать большого-преболыного, сильного- пресильного, чтобы он был самым сильным петухом в городе. И тогда все петушиные бои будет выигрывать мой петух. Злорадно улыбаясь, приступил мужичок-вреднячок за рисунок. Долго он рисовал этого петуха. Сначала нарисовал большой жёлтый клюв. Затем огромные, мощные крылья, ну и, конечно же, острые, как ножи, шпоры. Не успел мужичок ещё сдёрнуть волшебный платок с рисунка, как тут же появился красавец петух. Это был действительно красивый и очень сильный петух. На голове у него переливался всеми цветами радуги гребешок. Золотой клюв и серебряные острые шпоры придавали ему силу и уверенность в себе. — Ты кто такой? — громко спросил красавец петух, видя перед собой мужичка. — Как кто такой, — опешив от такого вопроса, произнёс мужичок-вреднячок, — я живу здесь, и я твой хозяин. — Ты мой хозяин? — засмеялся петух и так громко крикнул «кукареку», что мужичок от страха аж голову втянул в плечи. Через несколько секунд вредный мужичок опомнился, взял себя в руки и закричал на петуха: — Ты что здесь раскукарекался, индюк ты крашеный. Да я из тебя сейчас все перья повыдёргиваю и суп сварю. Надо было видеть реакцию красавца петуха. Сначала у него от таких отвратительных и мерзких слов налился кровью гребешок. Затем он почистил свои серебряные острые шпоры. Потом взмахнул сильными и красивыми крыльями. Затем медленно подошёл к мужичку-вреднячку, да как клюнет его золотым клювом прямо в лоб, что тот даже упал от такого сильного и точного удара. — Погоди-ка, это не ты ли тот самый мужичок- вреднячок, который обижает всех маленьких детишек, зверюшек и птиц в этом городе? — очень серьёзно проговорил красавец петух, медленно и гордо прохаживаясь вокруг лежащего мужичка. — И не ты ли тот самый жулик и вор, который украл волшебный платок у старого доброго фокусника? Мужичок-вреднячок, видя своё незавидное положение, попытался выхватить из-за пояса свой гибкий прутик, но не успел. Храбрый петух налетел на него. Сломал прутик и в придачу очень сильно клюнул мужичка своим золотым клювом зри раза в лоб. — Значит, так, — повелительно произнёс храбрый петух, прохаживаясь вокруг дрожащего от боли и страха мужичка-вреднячка. — Сейчас мы выйдем на улицу и перед каждым, кого ты прежде обидел, должен три раза поклониться и попросить прощения. Ты понял? — Понял, понял, — жалобно простонал мужичок. Целый день храбрый петух и поникший мужичок-вреднячок ходили по городу. И перед теми детишками, а также животными и птицами, которых когда-то обидел этот вредный мужичок, они останавливались. И мужичок-вреднячок три раза кланялся и просил прощения. После того как последняя кошка приняла извинения от вредного мужичка, храбрый петух очень серьёзно произнёс: — Ну что же, я вижу, ты понял свою ошибку и исправился. Будь добрым, честным и тогда увидишь, что мир прекрасен! С этими мудрыми словами он отпустил Юрия (как вы помните, это настоящее имя мужичка). Затем храбрый петух отправился к дому старого фокусника. Увидев петуха со своим волшебным платком, дядя Вилли даже прослезился... Снова люди в городе стали весёлыми и жизнерадостными, особенно детишки. Потому что, как и прежде, каждое воскресенье ровно в полдень старый добрый фокусник приходил на городскую площадь и радовал публику своими весёлыми и забавными фокусами. Название сказке лучше всего давать после того, как она уже написана. Так как до начала сказки трудно определить её развитие, а следовательно, и название самой сказки. После того как сказка уже написана, название появляется почти само собой. Так поступают и профессиональные писатели-сказочники. Автор статьи – Цветке Вальдемар. Рекомендую прочитать его книгу: «Как развить ум и талант у подростков. Самые эффективные упражнения и советы».
ПОСМОТРЕТЬ ВСЮ СТАТЬЮ
Как написать рассказ

Автор: Ivan

Удалить Рассказ — это небольшое по объёму литературное произведение с одним сюжетом. Как правило, в рассказе описывается какая-либо история или событие, как ярко позитивное, так и ярко негативное. Обычно в рассказе присутствует один герой, редко два и очень редко три. Главная задача писателя — раскрыть образ, историю и судьбу главного героя. Но не нужно забывать и о второстепенных персонажах. Эти герои также украшают рассказ, хотя они только создают фон для главного героя. Если сказку (хорошую) можно сочинить в течение недели, максимум двух, то рассказ потребует от вас большего времени и концентрации внимания. И ещё. Если сказки полностью состоят из авторского вымысла, то рассказы бывают трёх видов. Первый вид — писатель сам выдумывает своих героев, как положительных, так и отрицательных. А также различные события, интриги, конфликты и их разрешение. Второй вид — рассказ основан на реальном событии, и писатель только описывает данное событие, внося при этом свой стиль, свой опыт и своё видение происходящего. Третий вид — писатель берёт за основу реальное событие. Видоизменяет его и вносит при этом какую- то часть вымысла. 28 советов для начинающего писателя рассказов Точный и умный совет очень важен и нужен в любой области человека, но особенно он необходим в области литературы. Все советы, которые вам будут предложены ниже, постарайтесь запомнить не только головой, но и сердцем. Во время написания рассказов всегда помните о них и применяйте по мере их надобности. Совет 1. Нежелательно начинать свой рассказ с детального описания природы или погоды. Такую роскошь могли (или могут) позволить себе только очень известные писатели, у которых уже есть своя многомиллионная читательская аудитория. Для начинающего писателя это «опасно» по той простой причине, что современный читатель любит в произведении действие, монологи, интригу, конфликты, а не описание природы. Начало рассказа должно быть интригующим, чтобы у читателя появилось желание прочитать данный рассказ до конца. Совет 2. Не ждите, что ваш первый рассказ сразу станет интересным и оригинальным и его захотят напечатать все популярные издательства. Качество достигается только терпением, усидчивостью и, конечно же, с опытом. Совет 3. Начинающему писателю необходимо расширить свой словарный запас. Известно, что в обиходной речи мы используем всего лишь 900-950 различных слов. Но для того чтобы писать интересные литературные произведения, этих слов явно недостаточно. Увеличить словарный запас помогает чтение писателей-классиков, а также различные словари и энциклопедии. Совет 4. Никогда не пишите всё сплошным текстом, а разделяйте его на абзацы. Так будет легче и удобнее читать. Помните — глаз не должен уставать. Совет 5. Главная задача писателя — воспитывать в читателе высокие, прекрасные человеческие чувства. Совет 6. Герои вашего рассказа не должны быть «однобокими», даже если это отрицательные герои. Совет 7. Необходимо описать главного героя как внешне, так и внутренне. Его привычки, увлечения, а также место действия и время года (если это необходимо по сюжету). Совет 8. В рассказе, как, впрочем, и в любом другом литературном произведении, должна быть интрига, конфликт, который по ходу произведения развивается, доходит до кульминации, а затем разрешается. Если нет интриги — не будет и хорошего рассказа. Совет 9. Хотите, чтобы ваш рассказ был интересен и оригинален? Пишите его легко, ясно, понятно, с душой и сердцем. Совет 10. Ни в коем случае не пишите ради объёма. Пусть ваш рассказ будет небольшим, зато интересным и содержательным. Совет 11. Не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. Это литературно неграмотно. Совет 12. Обязательно приобретите две очень нужные для начинающего писателя книги. Это орфографический и энциклопедический словари. А также программу для компьютера, которая будет помечать ваши орфографические ошибки. Совет 13. Писатель вырастает из читателя. Чтобы стать хорошим писателем, необходимо как можно больше читать, в первую очередь, конечно же, писателей-классиков. Во время чтения подмечайте, какие приёмы и выразительные средства они применяют. Как описывают людей, характер, природу и т. д. Но ни в коем случае не подражайте им. Подражание всегда обречено на провал.  Совет 14. Если вы решили написать юмористический рассказ, то необходимо не просто придумать или вспомнить из жизни смешную историю, её нужно ещё и с юмором подать. Не забывайте и про гиперболу, т.е. преувеличение каких-то смешных ситуаций. Совет 15. Великолепно развивает ум, внимание, память и творческую фантазию следующее упражнение. Ваш помощник начинает читать любой неизвестный вам рассказ. Вы внимательно слушаете и запоминаете развитие сюжета. На самом интересном месте он останавливается, и ваша задача заключается в том, чтобы продолжить этот рассказ. Другими словами, вы должны сочинить продолжение этого рассказа дальше. Через какое-то время вы замолкаете, а ваш помощник начинает читать рассказ с того места, где он остановился. Он читает до тех пор, пока вновь не встретится следующее интересное место. На этом интересном месте он вновь замолкает, а вы продолжаете развивать рассказ дальше. И так нужно повторить несколько раз. Обязательное условие: ваш помощник должен читать вам такие рассказы, которые вы ещё ни разу не слышали. В противном случае потеряется весь смысл этого очень интересного и полезного упражнения. Совет 16. Рассказ без диалога — это не рассказ. Диалоги украшают и оживляют любое литературное произведение. Но надо знать меру в этом, так как слишком длинные диалоги замедляют динамику рассказа. И ещё. Не увлекайтесь авторскими комментариями в диалогах типа: «сказала она», «произнёс он», «прошептала она» и т.д. Это литературно неправильно и режет слух, точнее глаз, читателя. Совет 17. Никогда, ни при каких обстоятельствах не употребляйте резкие матерные слова в своих литературных произведениях. Помните золотое правило — писатель должен воспитывать своего читателя, а не унижать его. Совет 18. Если в сказке название лучше всего придумывать после написания самой сказки, то в рассказе применяются оба варианта. Вы можете сразу дать название ещё не написанному рассказу или после его завершения. Совет 19. Не стремитесь к очень длинному и яркому названию для вашей сказки или рассказу. Помните, в литературе главное не форма, а содержание, т. е. смысл, идея, сюжет, интрига. Совет 20. Писатель в силу своей профессии просто обязан быть внимательным человеком. Нужно видеть, слышать и запоминать всё, что вызывает интерес. И когда-нибудь этот случай, история или происшествие пригодятся для вашего нового литературного произведения в виде сказки, рассказа, повести или романа. Совет 21. Чтобы стать хорошим писателем, старайтесь писать регулярно, минимум по полчаса в день. Если каждый день не получается, то тогда через день, но уже минут по 45-50. Совет 22. Если в сказках, в заключительном тексте, добро всегда побеждает зло, то в рассказах это правило (принцип) не действует. Окончание рассказа может быть как позитивное, так и негативное. Совет 23. Необходимо научиться из минимального количества слов строить правильные и лаконичные фразы. Например: — Поливай, пожалуйста, в понедельник, среду и пятницу ростки огурцов. Это им необходимо для их полноценного и правильного развития. А теперь ещё раз эта фраза, точнее смысл этой фразы, но уже в лаконичной, привычной и более правильной форме: — Пожалуйста, поливай ростки огурцов три раза в неделю, иначе они засохнут. Есть такое выражение: «Краткость — сестра таланта», и это полностью соответствует форме рассказа. Совет 24. Особое внимание уделите концовке рассказа. Она должна взволновать читателя так, чтобы он (читатель) захотел почитать, а следовательно, и купить ваш следующий рассказ или даже вашу следующую книгу. Совет 25. Самая главная черта в писателе — это оригинальность и неподражаемость. Все остальные качества — второстепенны. Совет 26. Если вы начали писать и вдруг застопорились, т. е. ничего в голову больше не приходит, то сделайте следующее. Выйдите на улицу. Походите быстрым шагом, а ещё лучше побегайте 15-20 минут. Затем сделайте элементарные физические упражнения и уже дома контрастный душ, а затем чашечка крепкого чёрного кофе. Уверяю вас, после такой хорошей физической встряски ваша голова станет свежей и ясной и вам вновь захочется писать. Совет 27. Если на вашу сказку или рассказ вы получите от издательства вежливый отказ, то не отчаивайтесь. Даже известные и популярные писатели в своё время прошли через это. Совет 28. Последний совет вновь касается его Величества Сюжета. Ищите, думайте, творите, изобретайте — но выдайте такой сюжет, чтобы у читателей захватило дух при чтении вашего рассказа. С чего начать составление рассказа Удалить Душа и сердце любого литературного произведения — сюжет. Без острого и завораживающего сюжета любой рассказ, повесть или роман будут мертвы. Сюжет и только сюжет является основным стержнем в произведении. И чем ярче, чем острее сюжет, тем интереснее и оригинальнее получится законченная работа. Итак, что же такое сюжет и какие компоненты должны присутствовать в нём. Сюжет — это последовательность событий и поступков персонажей. Необходимо выбрать такую тему для сюжета, которая вас волнует и привлекает, или ту тему, в которой вы очень компетентны. Так как формат рассказа очень короткий, то сюжет должен быть ярким, острым, неожиданным, чтобы захватить читателя. Когда сюжет рассказа будет уже хорошо продуман и записан, попробуйте ответить самому себе на следующие вопросы: Где происходит это событие? Кто главный герой? Кто второстепенный герой? Когда это происходит? Куда идёт (или едет) главный герой? Зачем он туда идёт (или едет)? После того как вы сможете ответить на все предлагаемые вопросы, перейдите к следующему пункту: как можно тщательнее опишите главного героя — его внешность, характер, поступки, привычки. Опишите, но очень коротко, второстепенных героев. И конечно же, необходимо описать самое главное в рассказе — событие, интригу, конфликт. Только после всех этих приготовлений вы можете выпить чашечку крепкого чёрного кофе и начать писать рассказ. Хотелось бы напомнить, что в любом литературном произведении должны присутствовать пять пунктов, пять компонентов: начало (экспозиция), развитие, кульминация, развязка и окончание (эпилог). 5 шагов к успеху Каждый писатель стремится к известности и популярности, и это прекрасно. Но чтобы этого добиться, необходимо знать, как и в какой последовательности необходимо это делать. Первый шаг к этой цели — после того как ваш рассказ будет написан, сделайте следующее. Положите этот рассказ в стол и забудьте о нём как минимум недели на две. Постарайтесь в это время не думать о нём (что очень трудно). Через пару недель вернитесь к нему. Но! Вы должны мысленно настроить себя на то, что это не ваш рассказ (что также очень трудно). Вас «кто-то» попросил прочитать этот рассказ и пометить его сильные и слабые стороны. После того как вы это сделаете, можете вновь вернуться в своё «я». Благодаря этому вы самокритично отнесётесь к своему рассказу и выявите его слабые стороны, чтобы в дальнейшем их исправить. Второй шаг — дайте почитать ваше произведение родным и друзьям, но таким друзьям, которые любят литературу и грамотны в ней. Попросите их, чтобы они пометили в тексте, что им понравилось, а что не очень. Третий шаг — после пожеланий и советов от ваших родных и друзей найдите в вашем городе редактора какой-нибудь газеты или журнала. Попросите, чтобы он уже как профессионал почитал (а возможно, и отредактировал) ваше литературное произведение. Будьте готовы к критике, но помните — критикуют не вас, а ваше произведение. Четвёртый шаг — после того как профессионал просмотрит ваш рассказ, можете отослать его в различные издательства, как региональные, так и центральные. Пятый шаг — мы живём в век Интернета, который может помочь и в литературной деятельности. Вам необходимо сделать интернет-страницу, на которой сможете выкладывать свои сказки, стихи или рассказы. Но, безусловно, вы должны продвигать свою интернет-страницу, чтобы она стала известна для сотен тысяч ваших потенциальных читателей. Шестой шаг — чтобы стать хорошим писателем, необходимо не только писать, но и посещать различные книжные выставки, встречи писателей, редакторов. Чем больше у вас будет различных контактов с людьми, которые связаны с литературной деятельностью, тем лучше это окажется для вас, для вашей писательской карьеры. Учимся сочинять: 3 сюжета для практики Знаю по опыту, обычно у начинающих писателей рассказов существует проблема в придумывании сюжета. И сейчас мне бы хотелось предложить (подарить) вам несколько, на мои взгляд, продуктивных сюжетов. В каждом из приведённых примеров присутствует очень яркая и острая интрига. И при умелом развитии этой интриги может получиться неплохой, а может быть, даже и отличный рассказ. Итак, предлагаемые обстоятельства для развития сюжета. Развёрнутый сюжет 1. Ночь. Море. Луна. По морской глади плывёт (моряки говорят — идёт) туристический корабль. Вдруг по каким-то неизвестным причинам под ватерлинией образовалась трещина и вода стала заливать корабль. Но люди этого не замечают, они крепко спят. Позади был очень бурный и весёлый день — день Нептуна. А теперь я уже обращаюсь к вам — будущему писателю. Итак, начните рассказ с краткого описания природы — тихая, спокойная, прекрасная ночь. Мерцающее море с выпрыгивающими кое-где из воды дельфинами. Золотая луна... То есть погрузите читателя в спокойную, чарующую идиллию, которая через два-три часа закончится страшной трагедией. Не пишите, что корабль столкнулся с айсбергом, это старая история, придумайте что-нибудь новое. Например: во время проведения праздника Нептуна сотни людей собрались на носу корабля — играли, прыгали, танцевали. Но так как это судно было очень старым, уставший металл не выдержал и это послужило в дальнейшем причиной затопления корабля. Ну, а дальше — уже ваш ум, интеллект и творческая фантазия. Развёрнутый сюжет 2. Двадцатилетний парень, назовём его условно Леонид, приехал погостить к своим дальним родственникам в деревню. Леонид любил лес, природу, рыбалку и целыми днями пропадал то на реке, то в лесу. Но вот однажды он не пришёл ночевать... Леонид попал в глубокую яму, которую выкапывают браконьеры для ловли кабанов. Но, о ужас, в этой яме он оказался не один. Несколько часов тому назад сюда так же случайно угодил волк-одиночка. А теперь попробуйте вы (будущий писатель) развить эту действительно очень острую ситуацию дальше. Я бы развил её так. Волк и человек были один на один, и никто не решался нападать. При падении в яму волк ударился об острый кол, который ставят браконьеры, и из раны сочилась кровь. Так прошёл их первый день заточения, затем второй, и никто не приходил им на помощь. Волк и человек за это время уже привыкли друг к другу и даже не боялись поворачиваться спинами... На третий день их заключения началась гроза. И Леонид, и волк жадно глотали целительную влагу, которая лилась на них сверху. Гроза переросла в такой мощный ливень, что буквально через пару часов ловушка заполнилась водой, и Леонид уже без труда выбрался из заточения... Леонид стремительно бежал в деревню, но в какой- то миг остановился как вкопанный. «Волк, как же мой друг по несчастью?» — подумал он. Через несколько минут юноша вновь был у ямы, видя беспомощно барахтающегося раненого волка. Зверь, завидя человека, оскалился и зарычал, но, узнав «своего компаньона по несчастью», тут же успокоился. Леонид сначала попробовал толстой палкой вытащить волка из воды, но так как зверь был тяжёлый, то ничего из этого не получилось. Затем юноша очень медленно стал подносить руку к волку, чтобы высвободить его из плена... Попробуйте развить рассказ дальше. Думаю, будет правильно и логично, если заключительный текст в этом рассказе будет такой: «Человек и волк смотрели друг другу в глаза и понимали, что они стали друзьями. Слабо виляющий волчий хвост доказывал правоту этих слов». Если вы действительно решитесь развить этот развёрнутый сюжет до полноценного рассказа, то советую дать ему такое название — «Ловушка». И последнее. Это событие могло и может произойти в жизни. Потому что самое преданное животное для человека — это собака. А как вы знаете, собака произошла от волка. То есть на генетическом уровне волк осознаёт, что иногда среди людей встречаются такие, которым можно доверять... Развёрнутый сюжет 3. Следующий сюжет уже не выдуман мною, а имел реальную историю, которая произошла много лет назад. В один небольшой городок приехал передвижной цирк-шапито. Горожане, особенно детвора, были довольны, что теперь есть чем заняться и куда пойти. Целую неделю вокруг цирка не смолкали то смех, то аплодисменты, то крик какой-нибудь дикованной птицы или рычание тигра. Но в последний день, а точнее в последний вечер, произошло непредвиденное. Огромный лев по кличке Дик смог выбраться из своей клетки. Много позже выяснится, что эту клетку открыла весёлая и любознательная обезьянка Люси. Поздний вечер. Маленький городок и гуляющий по улицам города лев. Несмотря на то, что Дик смотрелся очень грозно и внушительно, на самом деле это был добрый, ласковый и преданный человеку зверь. С самого рождения он воспитывался у хорошего дрессировщика- профессионала и знал, что такое человеческая дружба, забота и ласка. Но возвращаемся к вечернему городу. Итак, Дик впервые в жизни бродил один в обители людей, и всё для него было ново, загадочно и интересно. Завидя человека, он бежал к нему в надежде лизнуть ему руку, как он всегда делал своему любимому хозяину. Но люди, увидев его, «почему-то» убегали... Сейчас я вновь обращаюсь к вам (будущий писатель). Ещё раз как можно внимательнее прочитайте развёрнутый сюжет 3, затем заключительный текст, который будет чуть ниже, и попробуйте соединить эти два эпизода в одно целое. Таким образом, ваша задача — развить первый эпизод дальше. Придумать, куда пошёл Дик, что с ним произошло, какая была реакция у людей и собак при встрече с ним и т. д. А теперь я перехожу к заключительной части рассказа. Конец этой реальной истории очень печальный. ...Окровавленная лапа и шея Дика причиняли ему нестерпимую боль, и впервые в своей львиной жизни он почувствовал зло и ненависть к людям. Через несколько часов жажда пересилила страх, и Дик осторожно вышел из своего укрытия. И как только он полностью вылез из железобетонной трубы, полицейский тут же начал в него стрелять. Только после шестого выстрела перестало биться сердце бедного Дика. Ну что же, друзья мои, я с удовольствием дарю вам эти «развёрнутые сюжеты». В них действительно есть «изюминка» и интрига и при желании из них могут получиться неплохие рассказы. Больше смелости, уверенности, творческой фантазии, и у вас всё получится. Успехов вам! 8 практических заданий А сейчас вам будут предложены несколько различных заданий, которые потребуют от вас определённой творческой фантазии и сообразительности. Выполняйте задания максимально точно, интересно и, конечно же, литературно правильно. Задание 1 Опишите как можно подробнее самый грустный, самый печальный день в вашей жизни. Задание 2 Вспомните и детально опишите самый весёлый, самый счастливый день в вашей жизни. Задание 3 Как можно подробнее опишите внешность и характер человека, которого вы не уважаете, не любите, презираете, и объясните почему. Задание 4 Как можно подробнее опишите внешность и характер вашего самого верного друга (подруги). И почему вы считаете этого человека вашим самым лучшим другом. Задание 5 Как можно подробнее опишите внешность, характер и привычки вашей любимой девушки (юноши). Небольшая подсказка: описание внешности человека всегда начинается с глаз. Затем нос, губы, щёки, а далее в любой последовательности описываются остальные черты лица, т. е. лоб, брови, подбородок, шея и уши. Задание 6 Необходимо научиться литературно правильно строить фразы, а также старайтесь как можно меньше употреблять такие местоимения, как он, она, оно, они. Пример: Был вечер, и Мария пошла в парк. Она шла меж кустов роз, и вдруг она увидела Артура. Он также увидел Марию и подошёл к ней. Он поцеловал её в щёку, и она почувствовала, что ей стало душевно тепло. В этом примере были допущены две очень грубых ошибки. Первая ошибка — частое повторение местоимений «он» и «она». И вторая ошибка — все предложения были обрублены и не развиты до конца. Теперь, друзья мои, вам вновь предстоит поработать творчески. Напишите этот пример ещё раз, но с учётом двух допущенных ошибок. То есть старайтесь как можно меньше употреблять местоимения «он» и «она» и попробуйте развить каждое предложение дальше, разумеется, при этом добавляя свои слова. Следующий текст не читайте до тех пор, пока вы не исправите вышеприведённый пример. А теперь прочтите более правильный вариант для того неудачного примера. Стоял чудесный летний вечер, и Мария решила прогуляться по старому парку. Она медленно шла меж кустов прекрасных алых роз и увидела Артура. Артур, обрадованный неожиданным появлением своей любимой, подошёл к Марии и поцеловал её в щёку. От прекрасного запаха цветов, неожиданного появления своего возлюбленного и лёгкого поцелуя девушке стало душевно тепло. Задание 7 Ваш помощник пишет 18-20 различных слов. Ваша задача — написать начало рассказа, но чтобы там присутствовали эти слова. Попробуйте писать в любой форме: юмор, приключение или фантастика. Но самое главное — чем смешнее, чем фантастичнее вы напишете начало этого рассказа, тем полезнее это будет для развития вашей творческой фантазии. Если у вас появится желание, попробуйте развить сюжет этого рассказа дальше. Задание 8 Над последним заданием мы поработаем с вами вместе. Задача заключается в следующем. Я сейчас попробую описать тему «Зимний лес» или «Утро в зимнем лесу». Затем после моего сочинения на заданную тему попробуйте вы описать более весёлую и более жизнерадостную тему «Летний лес» или «Утро в летнем лесу». Утро в зимнем лесу Как хорошо, что матушка-природа подарила нам разные времена года. Каждое время года чудесно по-своему. Зима, с её холодом, ветром и снегом, также по-своему прекрасна, особенно зимний лес, а ещё лучше — раннее утро в зимнем лесу. Итак, представьте себе такую картину. На востоке заблестела алая полоска — предвестие восхода солнца. И как бы ни злилась темнота, ей остались считанные минуты. Встанет солнце и прогонит тёмную, мрачную ночь. Деревья укутаны толстым слоем снега, и если подойти к дереву и ударить по нему, то на вас посыплется лёгкий, мягкий, пушистый снег. А вот уже и первые золотистые лучи солнца обагрили своим живым светом верхушки деревьев. И в ту же секунду раздался радостный крик первой проснувшейся птицы. Ночь, недовольно ворча, покидала зимний лес, изо всех сил стараясь зацепиться то в оврагах, то в низинах. Но сильное золотое солнце своим светом постепенно выбивало темноту и оттуда. И вот наконец наступило долгожданное утро. Сначала птицы оживили утренний лес своим задорным, весёлым свистом. А через какое-то время тут и там стали появляться и благородные жители этого чарующего леса. Вот пробежал, путая свои следы, трусишка заяц. А чуть вдали стремительно пронёсся красавец олень. А вот и рыжая красавица лисичка застыла меж кустов и тут же вновь куда-то побежала по своим лисьим делам... А на востоке заря всё разгоралась и разгоралась, предвещая прекрасный, солнечный зимний день. Ну что же, теперь вы продемонстрируйте ваше литературное мастерство. Возьмите лист бумаги и опишите тему «Летний лес» или «Утро в летнем лесу». Если вам трудно описывать эту тему по памяти, то советую найти в Интернете картину с изображением летнего леса. И глядя на эту картину, опишите её, но с мельчайшими деталями. И конечно же, не забывайте, вы пишете не письмо своей бабушке или дедушке, а стараетесь раскрыть в себе литературные способности. Иначе говоря, ваша задача — описать эту картину литературно правильно, интересно и красочно. Можете немного дофантазировать и добавить в ваше описание лесных птиц и, возможно, даже диких животных. После того как вы закончите описание картины, дайте почитать это сочинение вашим родным или друзьям. Итак, друзья мои, вы познакомились с писательской кухней, как говорится, «изнутри». Теперь вы знаете, что нужно делать и в какой последовательности необходимо двигаться, чтобы правильно, интересно и оригинально писать рассказы. Я предложил вам писательскую тему по двум причинам. Во-первых, с помощью сочинения рассказов вы разовьёте свой ум, внимание, различные виды памяти, творческую фантазию и интеллект до высокого уровня. Во-вторых, если вы будете постоянно писать, то, возможно, «заразитесь» этим прекрасным делом и, как говорится, «чем чёрт не шутит», может быть, через несколько лет это увлечение перерастёт в вашу профессию и мир узнает ещё одного хорошего писателя.  ДУМАЙТЕ, ПРОБУЙТЕ, ТВОРИТЕ, ПИШИТЕ! Автор статьи – Цветке Вальдемар. Рекомендую прочитать его книгу: «Как развить ум и талант у подростков. Самые эффективные упражнения и советы».
ПОСМОТРЕТЬ ВСЮ СТАТЬЮ