Энциклопедии

Ivan

Готовим вместе с детьми: пошаговый инструкция

Готовим вместе с детьми: пошаговый инструкция

Содержание

Большинство мам детей на кухню не допускают. И зря!  Ведь как обычно бывает? «Отойди и не мешай», «положи нож — порежешься!», «тебе еще рано», «вот подрастешь — тогда...» — мы словно специально растим своих детей так, чтобы они и понятия не имели о том, откуда берется еда на их тарелках. 


В результате подрастают мальчики, которые понятия не имеют, как жена или мама готовят борщ или жаркое, какие для этого нужны продукты, и потому не умеют ни выбрать, ни купить их правильно. Не понимая, как что готовится, они не в состоянии оценить старания женщины на кухне, чем, конечно же, ее обижают и провоцируют ссоры.


Таким же путем получаются девушки, не представляющие, как приготовить что-то сложней яичницы или отварной вермишели (да и тут допускают проколы). Они были бы счастливы, если бы в магазинах продавались брикеты с надписью «Еда мужская» или «Еда детская», но ведь прогресс (к счастью!) так далеко еще не шагнул, вот и мучаются барышни (члены их семей, естественно, тоже).


И потому напрасно так поступают мамы. Куда мудрее не запретить, а правильно организовать и грамотно возглавить. Как? Давайте учиться. Всего семь шагов — и успех гарантирован.


Шаг 1: не отвергайте первые попытки ребенка помочь

Да, это будут неуклюжие кулинарные опыты. Да, вам придется переделывать и доделывать, да, вы потратите намного больше времени, чем без «помощника», — но, поверьте, оно того стоит! Убить стремление быть вам полезным на кухне — легче легкого, и обратно потом все прививается с куда большим трудом, если прививается вообще. Потому, лепя пельмени или вареники, выделите и ребенку комочек теста и скалочку, чтобы и он сам попробовал свои силы в простом, в общем-то, искусстве лепки из теста (пластилин же мы ему доверяем!).


Нарезая салат, дайте и своему малышу пластиковый ножик и досточку: отрезать кусочки от вареных овощей или яйца под силу даже двух-трехлетнему (с вашей помощью, разумеется).  Если вы варите компот или варенье — пусть дочка или сын отмерят вам сахар мерным стаканом или вымоют фрукты. Если делаете котлеты — пусть (под вашим контролем, но своей ручкой!) прокрутит мясо через мясорубку ребенок, дети обожают это делать. Безопасным ножичком можно почистить морковку даже в три года, и уж тем более не трудно взбить вилочкой яйцо для омлета (старшие дети вполне справляются и с миксером). Перышком или кисточкой 3-4-летнему малышу вполне под силу смазать яйцом пирожки перед отправкой в духовку, чтобы вышли румяными и блестящими. Относить посуду в мойку после еды можно уже с того возраста, когда ребенок уверенно дотягивается до «взрослого» стола. Сервировку тоже вполне можно доверить ребенку, даже маленькому: и трехлетка способен расставить приборы на скатерти, особенно если ее покрыть клеенкой, на которой будут нарисованы очертания тарелок, вилок и ложек, чтобы малыш не перепутал, что куда класть. Этот ряд можно продолжать и продолжать. 


Совсем не обязательно доверять ребенку травмоопасные операции (помешивать горячее, закладывать мясо в мясорубку, брать острый нож), но посильную часть не отнимайте и желание помочь не отбивайте!


Если у вас дочка, можете готовить обед параллельно: вы — для семьи, она —для своих кукол, но помогать в приготовлении «настоящих» блюд она имеет право. Пользуйтесь, пока просит сама в три года, потому что в тринадцать уже не заставишь.


Мама так или иначе проводит на кухне много времени. Сделайте же его увлекательным даже для самых маленьких: дайте поиграть небьющейся (деревянной, металлической) посудой, пораскладывать ложки или крышки от кастрюль, попересыпать фасоль или крупную вермишель по мисочками или баночкам, рассмотреть овощи или фрукты в миске.


Да, на кухне будет бардак. Но можно посмотреть на него как на творческий беспорядок и научиться вместе его убирать, а можно ворчать и злиться: как вести себя, с каким настроением жить — зависит только от вас.


Если же мы не допускаем ребенка в кухню вообще и к процессу готовки в частности, мы тем самым утверждаем его в мысли, что ничего хорошего и интересного в этом нет. Если мы пресекаем попытки детей помогать нам на кухне, мы сообщаем им уверенность, что готовка — вообще занятие нестоящее, скучное и «не царского ума дело», и разве легко будет потом «переучить обратно», когда мы сменим свою концепцию с «не мешай» на «давай помогай»? 



Шаг 2: чистим продукты

Заведите специальную щеточку для мытья овощей и поручите этот процесс ребенку: ему и интересно, и полезно будет видеть, какой слой грязи был на картошке и какой светленькой она становится после мытья (бонус: понятней станет и то, почему мы требуем от него мыть руки после улицы).


Чистить также можно (и нужно!) бананы, мандарины, апельсины, а еще — яйца, огурцы, морковь, яблоки (последние легко чистятся специальным ножиком, напоминающим безопасную бритву), хвостики нужно отрывать от ягод (клубники, черешни, винограда).


Все это не только помощь на кухне, но и тренировка мелкой моторики кисти и пальчиков. Дети, которым не давали ничего делать по дому, приходят в 6-7 лет в школу с «деревянными» руками, которым очень трудно стать достаточно умелыми и пластичными для освоения письма.



Шаг 3: учимся резать

О пластиковых ножичках я уже говорила, и именно с них начинать разумнее всего. Только когда с их помощью ребенок освоит нарезку мягких продуктов — сыра, яиц, вареных овощей, яблок или бананов, — вы можете предложить ему «настоящий» нож (обычно его доверяют уже младшим школьникам).


Учите пользоваться разными кухонными девайсами. К примеру, яйцерезка — универсальная вещь, которая порежет и банан, и яблочко, и даже шампиньон. Ножнички для резки зелени, пластиковый ножик для фигурной обрезки краев вареников и чебуреков — все это вполне можно доверить ребенку, он будет в восторге. Безусловно, обращение с любыми колющими и режущими предметами возможно только в вашем присутствии. Но ведь это же можно сказать про любой вид обучения, через который проходит ребенок: надевать колготки и ездить на велосипеде он тоже учится не в гордом одиночестве. 



Шаг 4: готовим пюре

Это — самое простое блюдо, которое ребенок может приготовить самостоятельно. Естественно, картофель очистят и сварят взрослые, но растолочь его толкушкой ребенок в состоянии даже в 3-4 года. О том, как окрасить пюре, я уже говорила: при помощи овощного сока (здесь, конечно, нужна соковыжималка, которой будет пользоваться только взрослый) мы можем сделать пюре разноцветным и даже уложить его в виде светофорчика на тарелку. Доверить смешивание белого пюре и цветного сока можно также, естественно, вашему малышу — это будет еще и полезным «научным» экспериментом (о них мы еще поговорим отдельно).


Пюре можно делать также из банана, заправив его йогуртом, намазав на печенье или съев просто так.



Шаг 5: перемешиваем

Нарезанные вами компоненты для салата ребенок с удовольствием перемешает — следите только за тем, чтобы емкость была достаточно большой, а ложка — удобной, снабженной длинной ручкой.


Когда этот этап освоен, вводим второй уровень: заправку салатов. Добавив сметану или масло, мы размешиваем осторожно и следим, чтобы получился все же салат, а не пюре, как в предыдущем задании.


Перемешивать можно не только салаты, но и яйца в миске для омлета, и жидкое тесто для блинчиков или крем для торта, а если научиться смешивать разноцветные компоненты (например, сливки с вареньем), можно делать красивые «полосатые» соусы.


Главное — показать ребенку, как рукой совершать круговые движения так, чтобы содержимое не выплескивалось из емкости, то есть научить плавности и координации движений, что вообще является навыком, полезным и за пределами кухни.


Последним уровнем сложности здесь можно считать обращение с миксером: для школьников эта премудрость уже вполне доступна.



Шаг 6: учимся делать бутерброды

Нарезать хлеб и остальные составляющие для тоста или бутерброда может и взрослый, но вот разложить все по порядку хорошо бы доверить ребенку, потому что это — интересно! Впрочем, если ребенок достаточно большой, чтобы доверить ему настоящий нож, попросите его самого порезать хлеб, помидоры и сыр, а уж красиво все выложить вместе с листьями салата — это вообще не вопрос.


Дети очень любят также горячие бутерброды, и, поскольку пользоваться духовкой им, конечно, пока рано, на этом этапе понадобится ваша помощь, но если вы допускаете готовку в микроволновой печи, то позволить самостоятельно загрузить тарелку внутрь и нажать на кнопочку, чтобы потом наслаждаться теплым тягучим сыром — почему бы и нет?


Отдельный вопрос — креативное украшение тостов. Особенно любят малыши канапе, потому что они маленькие и целиком помещаются в рот, но и на большом куске хлеба потренироваться интересно: можно изобразить из помидора и кусочков яйца мухомор на полянке, можно божью коровку на кустике — вариантов нестандартного оформления бутербродов полным-полно и в Интернете, и в специальных книгах по кулинарии. Дайте ребенку задание освоить это искусство и наслаждайтесь его шедеврами.


Шаг 7: работа с тестом

Это, безусловно, высший пилотаж — не все взрослые владеют этим искусством, но нам и не надо, чтобы пятилетний малыш готовил пироги самостоятельно. Поучаствовать в замесе (это так забавно!), разложить тесто по формочкам, вырезать его с помощью специальных фигурок, перемазать коржи слоями крема, украсить присыпкой — разве все это не помощь?


А чтобы ребенку легче было дождаться результатов его стараний (тесто, в отличие от остальных описанных ранее процессов, требует терпения), пока изделия пекутся, почитайте или поиграйте с ним, малышам трудно ждать просто так, ничем не занятым.


Как вы понимаете, не съесть то, что приготовлено своими руками, неспособен никто —чисто из любопытства ребенку захочется хотя бы попробовать. Но особенность нашей психики такова, что, как мы уже знаем, самым вкусным кажется то, к чему ты лично приложил руки, и потому собственноручно слепленная тефтелька или приготовленное пюре — это совсем не то же самое, что пассивное «употребление пиши». Здесь даже самый слабый аппетит проснется, потому что в этом деле главное — мотивация и интерес.


И последнее. Помните, что чем больше вы доверяете своему ребенку, тем больше он стремится оправдать ваши ожидания. Дети нередко ведут себя бестолково именно потому, что их такими воспринимают, от них именно этого и ожидают. А вот доверие — оно способствует тому, чтобы ваша детка «встала на цыпочки» и постаралась соответствовать ожиданиям. Проверьте!



Источник: «Я не хочу кушать!», или в поисках детского аппетита / Наталья Царенко