Энциклопедии

Ivan

17 практических рекомендаций по организации питания детей

17 практических рекомендаций по организации питания детей

Содержание


1. Составьте правила, согласно которым питаются в вашей семье.  Но не просто так продекларируйте: мы же помним, что дети обожают наглядность, в особенности — веселую и творческую. Если к такому творчеству вы привлечете и самого ребенка, вероятность успеха существенно повысится. Нарисуйте и повесьте на кухне плакат (в виде комикса, к примеру), где каждый пункт будет пояснен смешной иллюстрацией и подписью, а в процессе работы проговорите с ребенком всю эту информацию, сделайте ее доступной не в скучно-менторской манере изложения, а в понятной игровой форме. 


2. Будьте терпеливы и последовательны. Москва не сразу строилась, и после первой же вашей попытки добиться чего бы то ни было — научить ли застольному этикету, привить ли любовь к салату или убедить есть самостоятельно — успех вовсе не гарантирован. Но не спешите и не отчаивайтесь, что вы уже «10 раз ему сказали», а ребенок все никак не «включится».


3. Не критикуйте и не упражняйтесь в остроумии на темы, касающиеся еды, если это — «слабое место» вашего ребенка. И уж тем более воздержитесь от комментариев по поводу фигуры дочки или сына: и если подозреваете, что причина плохого аппетита — в самоограничительном желании похудеть, и в том случае, если ребенок и так, по вашему мнению, «вылитый Кощей Бессмертный». Подумайте, что лучше мотивировало бы лично вас: напоминание о свисающем брюшке или же понимающая поддержка, выражающаяся в предложенных вам диетических блюдах и в табу на поедание вредных вкусностей на ваших глазах.


4. Не показывайте, насколько обеды и ужины ребенка важны лично для вас — не давайте тем самым повода для шантажа. Как только сын или дочь обнаруживают значимость своего аппетита в родительских глазах, они немедленно начинают попытки подергать за ниточки маминых или папиных нервов. Не надо давать ему в руки эти вожжи, то есть не стоит заламывать руки, если ребенок съел всего две ложки супа, не надо обсуждать все его трапезы с родными и друзьями, не надо уделять этой теме 50% времени и, главное, не надо так близко к сердцу принимать все, что связано с детским питанием: чем больше напряженности в этом вопросе, тем больше в тупик заходит ситуация. Переключитесь на что-то другое: на творчество малыша, на его кружки и секции, на организацию интересного досуга — поверьте, интересная и насыщенная жизнь и аппетит «подтянет» до приемлемого уровня (а у вас снизится тревожность — что, впрочем, взаимосвязано: чем тревожней мама, тем обычно хуже ест малыш).


5. Следующее правило вытекает из предыдущего: давайте большую физическую нагрузку. Не эмоциональную — перевозбужденные дети, напротив, могут отказываться от еды, — а именно физическую: много гуляйте и проводите времени на свежем воздухе, много двигайтесь; на прогулке играйте в подвижные игры, а не сидите на лавочке; займитесь спортом, как только возраст ребенка позволит.


6. А вот телевизор, напротив, во время кормления выключаем. Дала, даже если вы и сами привыкли питаться под его «аккомпанемент». Во-первых, отсутствие за столом технических устройств дает нам возможность увидеть и услышать друг друга, а во-вторых, ребенок будет есть не механически, совершенно не включаясь в происходящее вокруг, а сможет обратить внимание и на вкус, и на внешний вид блюда, он оценит аромат, сумеет понять, насколько насытился. Ведь всего этого мы лишаем ребенка, включая ему на время кормления любимый мультфильм или же позволяя более старшим есть за компьютером или планшетом: ребенок ест просто как утка, заглатывая в спешке куски, при этом он либо легко переедает, так как не может сосредоточиться на своих ощущениях и определить, когда наелся, либо вообще почти не ест, так полностью «поглощен процессом» — фильмом или игрой. 


7. Учитывайте вкусы и интересы ребенка, не будьте диктатором. Не до абсурда, конечно же, то есть позволять есть шоколад вместо полноценного обеда — это явное «не то», но если ребенок, к примеру, терпеть не может молоко (что не такая уж и редкость), разумный компромисс вполне может быть найден в виде кисломолочных напитков вроде кефира или йогуртов; если сын или дочь ненавидят паровые котлетки, ничего не случится, если вы договоритесь насчет замены этого блюда тефтелями в соусе, фаршированным перцем или голубцами. Это сэкономит вам если не время, то нервы — точно: проще накормить ребенка любимым блюдом, чем вести войны по поводу насильственного приучения к нелюбимым, но вполне заменяемым. Человеку должно нравиться то, что он ест! Вам, кстати, тоже, а не только ребенку. Если вы постоянно сидите на диете и у вас тоже сложные отношения с едой — не ждите хорошего аппетита от детей.


8. Обсуждайте с ребенком меню, рассказывайте о необходимости есть разные продукты, о возможностях и традициях семьи, об обязательном уважении чужого труда — естественно, в понятной и доступной малышу манере. Например: «Завтра я приготовлю рыбку, потому что в ней много того, что помогает тебе расти здоровым, а сегодня на завтрак будет свежий творожок, потому что бабушка специально за ним ездила на рынок. Супчик надо съесть сегодня, мама не может оставить его на завтра, он будет уже невкусным. А такой торт, как ты просишь, мы можем купить только на праздник, эта еда не на каждый день», — ну и так далее, ребенок должен с пониманием относиться ко всему этому, учась руководствоваться не только собственными «хочу». 


9. Учите ребенка искусству дегустации, умению ценить вкус и внешний вид. Как?Собственным примером, конечно. Не ешьте так, словно за вами гонятся и сейчас отнимут, — смакуйте каждый кусочек, показывайте ребенку, что еда — не только механическая потребность, но и способ порадовать себя, получить удовольствие. Обсуждайте свойства вкуса (сочное, хрустящее, тает во рту), нюансы запаха (сладкий, пряный, густой), учите выражать свои ощущения словами. У малоежек все это пробуждает аппетит, а у тех, кто переедает, напротив, снижает количество бездумно проглоченной излишней пищи. Заметьте, так следует поступать не только с десертами, а и с основными блюдами, поскольку наше предвзятое отношение к сладкому «на закуску» формирует у ребенка пагубное представление, что собственно обед или ужин — скучная обязаловка, которую по возможности надо пропустить, зато десерт — это и есть предел мечтаний. А значит, формируется преувеличение вкусности сладкого, и ребенок стремится при первой же возможности наесться именно им до отвала.


10. Не засиживайтесь за столом. Оптимальное время детского завтрака, обеда или ужина — до получаса. Все, что за это время ребенок съест, — то и хорошо, тем более что обычно активно процесс идет первые 10-15 минут, все остальное время приходится на художественное размазывание пищи по тарелке. Если это происходит, можно смело заканчивать трапезу. Не доел — ничего страшного, а вот если кормление продолжается час, становится понятно, отчего ребенок начинает потихоньку ненавидеть кухню.


11. Смените декорации: купите вместе с ребенком новую посуду, которая понравится именно ему, а не вам; пересадите из столика для кормления за «взрослый» стол; выдайте малышу яркие салфетки с рисунками из любимых мультиков — словом, внесите в процесс кормления приятные элементы: это помогает, особенно если с едой у ребенка уже связана мрачная напряженность: «ничего хорошего не жди».


12. Расширяйте список знакомых продуктов и блюд: дети — консерваторы и часто не хотят менять привычный рацион. Поэтому возьмите за правило хотя бы раз в неделю готовить блюдо по новому рецепту и назвать этот день, к примеру, «днем открытий» (в идеале в этот день можно вообще пробовать все новое: ходить на прогулки в другие места, покупать еду не в привычных магазинах, причем пусть это будут новые продукты, например — другой сорт йогурта или сыра, новый овощ или фрукт; по-новому комбинировать одежду, искать и скачивать новые мультфильмы, покупать новые книги и так далее). Часто бывает, что ребенок обращает внимание на блюдо, которое ел в гостях или в ресторане с родителями, — воспользуйтесь этим и постарайтесь приготовить аналогичное дома.


13. Попробуйте проделать эксперимент «свободного питания» детей: на подносе или большой секционной тарелке разложите разные варианты завтрака или обеда (например, яйцо, очищенную морковку, пару ложек каши или шоре, сырник, яблоко, котлетку) и дайте право выбора — что-нибудь да придется по вкусу. Да, ваша кухня — не ресторан. Но и не армейская столовая.


14. Вызовите интерес к блюдам, которые готовите: узнайте их историю и происхождение, почитайте (если позволяет возраст — то вместе с ребенком) интересные и новые варианты рецептов, расскажите сыну или дочке, из какой страны пришли к нам пицца, картошка, паста (макароны), плов, помидоры, бананы и так далее. Все, что осмыслено, — притягательней никак не окрашенного интересом, и потому блюдо или продукт, о котором ребенок много знает, имеет куда больше шансов стать любимым или хотя бы просто съеденным.


15. Будьте последовательными! Если какие-то блюда или продукты попали под запрет, нельзя разрешать их «иногда в виде исключения», потому что иначе нивелируется смысл запрета. Если вы решили, что шоколадку на кассе в магазине не купите, — то к этому не должна подвигнуть вас никакая, даже самая громкая, истерика. Если обедают у вас дома в два часа, то сдвиг времени в сторону более раннего или позднего возможен на полчаса, но никак не на два-три. К сожалению, современные родители отчасти боятся ограничивать детей хоть в чем-то, словно опасаются, что у них недостаточно прав на это, а отчасти просто идут по линии наименьшего сопротивления, избегая конфликтов и экономя нервы, но... Так или иначе, родителям проще все разрешить, чем пытаться добиться дисциплины. Впрочем, так легче лишь на определенном этапе, пока чадо не уселось вам на голову, не свесило ножки и не начало ими бить вас по ушам. Тогда родители начинают перебрасывать ответственность за происходящее на ребенка («в кого такой уродился!») или друг на друга («это все твое воспитание!»), но уже несколько поздно, да и неэффективно.


16. Сделайте ребенка помощником, привлеките его к процессу выбора, покупки, готовки — и тогда увидите, насколько личная заинтересованность меняет отношение к еде. Берите ребенка с собой на рынок или в магазин, чтобы выбрать овощи, фрукты или сыр вместе. Дайте возможность разобрать покупки после прихода домой, познакомьте с понятием «условия хранения», объясните, какие продукты кладут в шкаф, а какие — в холодильник. Привлеките к процессу приготовления или оформления блюд (этому мы будем учиться в отдельном разделе). Не следуйте стереотипам: к примеру, если в вашем понимании мытье посуды — скучная обязаловка, то у ребенка могут быть иные взгляды на это, и повозить пенной губочкой по тарелке для него — удовольствие. Вот и не лишайте удовольствия и вообще не нойте при ребенке «опять эта посуда», чтобы не погасить интерес (ведь ребенок перенимает наше отношение к чему бы то ни было). Если же вы посуду не моете по причине наличия в доме посудомоечной машины, то и вовсе было бы несправедливо лишить 4-5-легнего ребенка удовольствия раскладывать по секциям вилки, ложки, чашки и тарелки или вынимать их оттуда.  Словом, доверяйте и сотрудничайте — и тогда увидите, насколько отношение как ко взрослому меняет и поступки малыша в сторону осознанности и «взрослости».  


17. И самое главное — храните атмосферу за столом, не превращайте семейные обеды и ужины в поле боя, не портите аппетит себе и ребенку разборками, ссорами и скандалами, не выясняйте отношений, в том числе и по поводу кормления сына или дочери. За столом всему этому не место, потому что даже змея не жалит животное, которое ест, а вот мы — вполне можем себе позволить... Никому не полезет кусок в горло, если вокруг «сгустились тучи» и атмосфера накалена враждебностью, да и непосредственно в процессе ссоры или после нее гормоны стресса делают свое дело и блокируют аппетит (это стандартная реакция на опасность: «не до жиру — быть бы живу», как говорится). И потому соблюдайте мир и спокойствие — это едва ли не главное условие душевного равновесия ребенка и как следствие — хорошего аппетита.



Источник: «Я не хочу кушать!», или в поисках детского аппетита / Наталья Царенко