Энциклопедии

Ivan

Формирование культуры питания в семье

Формирование культуры питания в семье

Содержание

К сожалению, многие добрые традиции, связанные с питанием, прочно и давно покинули нашу жизнь. Например, почти во всех семьях канули в Лету семейные воскресные обеды, традиции своими руками печь печенье, пироги или пирожки (не говоря уж о тортах к праздникам), сервировка стола и правильная подача блюд. Я уж не говорю о традициях аристократии переодеваться к обеду или ужину, но хотя бы вымыть руки и снять куртку — это обязательно.


А ведь эти традиции сближали членов семьи, окультуривали быт, заставляли «держать планку»... Может, стоит их возродить?  Поэтому поговорим обо всем этом подробней. 


Итак, совместные обеды и ужины — важнейший элемент жизни семьи, когда все ее члены могут собраться вместе, увидеть друг друга, пообщаться, обменяться новостями и впечатлениями о прошедшем дне, поинтересоваться делами друг друга — словом, любая семейная трапеза — это не банальное поглощение пищи, а общение, живой и полноценный человеческий контакт. Всё это так, если бы не одно «но»: гаджеты. Современная семья, даже собравшаяся за одним столом, за редким исключением представляет собой странноватое зрелище: все смотрят в одну точку (то есть в телевизор) либо уставились каждый в свой экран (телефона, ноутбука, планшета). Об общении речь уже не идет, поскольку люди с головой уходят в виртуальный мир и порой даже не замечают друг друга. Какая может быть родственная близость и искренняя заинтересованность делами друг друга, когда каждый погружен в свою собственную виртуальную реальность? 


1. Правило: на время семейных обедов и ужинов (а лучше — еще и завтраков, если график членов семьи позволяет такое) все члены семьи — и маленькие, и взрослые, без исключений — общаются друг с другом, а не утыкаются носом в свои любимые электронные мирки. И если правило будет нарушаться папой или мамой — дети также не будут его придерживаться, имейте в виду! Поэтому выберите отдельное время, чтобы просмотреть френдленту или выпуск новостей: так и отношения сохранятся полноценными, и пищеварение не пострадает (поскольку видеоряд в сочетании со звукорядом — столь мощный раздражитель и отвлекатель внимания и ресурсов организма, что о полноценном пищеварении «под телевизор» не может быть и речи — вся энергия поглощается процессом переваривания информации, а не пищи).


2. Правило: сервируйте стол. Малышам Весело разучивать на практике эти правила, а они на самом деле не так уж сложны, чтобы в них запутаться: вы же не подаете семь перемен блюд, так что количество приборов не будет запредельно большим — любой ребенок справится. Если в чем-то не уверены — посмотрите в Интернете или в книжных магазинах руководство по сервировке стола и поиграйте с ребенком в ресторан, потренируйтесь накрывать стол «по всем правилам» — это же так увлекательно! Запомнив, какая вилка в каком месте лежит, ребенок захочет попробовать применить все столовые приборы, задействованные в сервировке, а значит, ему придется поесть хотя бы понемногу все предложенные ему блюда: и суп (ложкой), и второе блюдо (вилкой и, возможно, ножом), и съесть пирожок с маленькой «пирожковой» тарелочки, и завершить все десертом, который поедается маленькой ложечкой, а напоследок вытереть губки салфеткой, а не рукавом или кухонным полотенцем.


Кроме того, правильная сервировка развивает эстетическое восприятие жизни, приучает к порядку и правилам, и ребенок, привыкнув есть за красиво сервированным (пусть и недорогой посудой) столом, вряд ли станет хватать из холодильника мерзлую котлету, чтобы сжевать ее на бегу, вытерев руки об себя.


Не бойтесь дать малышу возможность расставлять все приборы самостоятельно: вряд ли вы дадите ему для тренировок именно парадный сервиз, а если ребенок играет в «торжественный ужин» со своими игрушками, просто купите ему пластиковую одноразовую или детскую игрушечную посуду — и пусть практикуется на здоровье.


Чем раньше он усвоит правила этикета за столом, тем легче ему будет использовать их как норму, и не придется судорожно штудировать правила в подростковом возрасте, когда не уметь нормально есть в обществе означает нередко нарваться на насмешку.


3. Правило: подача блюд должна быть правильной. Еда должна быть теплой — это аксиома. Так она лучше усваивается, так полностью раскрываются ее вкусовые оттенки. Поэтому — не ленимся и подаем еду именно теплой (но не горячей!) всегда, даже если очень устали или проголодались.


Кроме того, еда должна быть налита или выложена в подходящую посуду, и поедать первое и второе из одной и той же тарелки, игнорируя к тому же еще и вилку с ножом, — это совершенно неправильно. Вкусы первого и второго не должны смешиваться, да и потом, ребенок — не свинка, чтобы есть все «из одного корытца».


Сюда же относятся правила, которые мы рассказываем сыну или дочке еще на этапе знакомства с сервировкой: что и какой вилкой есть, как и когда использовать нож, — всему этому дети учатся только на практике, одних лишь книг «об этикете» будет явно недостаточно.


4. Правило: придайте трапезе атмосферу праздника по выходным и праздничным дням. Современные мамы загружены делами. У них активная профессиональная. общественная, спортивная, дружеская жизнь, и потому времени на готовку немного. А значит, мы все реже что-то печем, все реже лепим пельмени и вареники, все меньше соблюдаем и даже помним семейные «праздничные» традиции, позволяя им постепенно исчезать. А зря! Это здорово сплачивает, и еще кот Матроскин из мультфильма «Трое из Простоквашино» заметил, что «совместный труд— он объединяет!». Если мы окончательно перейдем на магазинное питание, то, думаю, наши внуки уже и не вспомнят, что такое тесто (разве что их работа будет связана с кулинарией). Но главное — не в этом! Все эти кухонные манипуляции, все эти запахи создают особую, неповторимую атмосферу уюта, ощущения дома, семьи, чего-то родного. Поход в развлекательный центр, может, и «круче», но веселую совместную лепку пельменей, приготовление первого в жизни печенья своими руками или мамины воскресные пироги ваши выросшие дети будут вспоминать с ностальгией и в сорок лет. Бонус: за этими неспешными (такая редкость для нашего времени!) занятиями можно пообщаться, поговорить о чем-то важном и интересном, что, увы, тоже становится редкостью. 


5. Правило: гигиена и культура. Вымыть руки, причесаться, поправить одежду — этот тот минимум, который усваивается еще в раннем детстве. В самом деле, если совместный прием пищи рассматривается как общение, то нужно ведь соответствовать общественным нормам. Потому что, на самом деле, это парадоксально и неправильно, если мы наряжаемся «для чужих людей», а ужинать выползаем в засаленных домашних джинсах и свитере.


Кроме того, важно помнить о таких правилах, как культурное поведение: за столом не принято громко кричать и тем более ругаться, стучать по нему приборами (особенно специально), за столом не выпускают газы и сдерживают отрыжку, не сорят хлебом, не кидаются кусками, не плюются — словом, ребенок должен понимать и на примере взрослых убеждаться, что еда — это не только вкусно, но и красиво. И никто другой, кроме нас, этому ребенка обучить не сможет: живой пример — единственное действенное средство передать малышу все эти навыки. 



Источник: «Я не хочу кушать!», или в поисках детского аппетита / Наталья Царенко